ВСЕ ЗНАМЕНИТОСТИ ПО АЛФАВИТУ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

 

Клод Шаброль

 

Клод Шаброль

 

Дата рождения: 24.6.1930 Дата смерти: 12.9.2010 Биография: "-- Что, по-вашему, побуждает нас ходить в кино? - Два диаметрально противоположных мотива. Один -- отвлечься от своих забот и несчастий, другой - убедиться, что у других людей те же проблемы, что у вас. Зритель - он не всегда осознает, зачем заходит в кинотеатр, и не задумывается об этом -- он ведь не задумывается, почему он ест и занимается любовью. Еда и секс -- основы человеческого выживания, и все, что направлено против этих основ, должно быть запрещено. Так же и с кино." интервью Клода Шаброля АНДРЕЮ Ъ-ПЛАХОВУ

Режиссер, сценарист, актер, продюсер

Начинал в середине 50-х годов в журнале «Кайе дю синема» как кинокритик вместе с Трюффо, Годаром, Ромером, Риветтом — будущими лидерами «новой волны». По свидетельствам коллег, все свободное время посвящал чтению детективных романов

Первая лента Шаброля — «Красавчик Серж» (Le Beau Serge/Bitter Reunion, 1958) — стала манифестом нового кинодвижения и произвела фурор: малобюджетный (был снят за деньги, полученные Шабролем в наследство) и острокритичный по отношению к буржуазной действительности, абсолютно некоммерческий фильм вызвал тем не менее большой интерес, как и следующая картина «Кузены» (Les Cousins, 1959). В обоих фильмах проявились черты дальнейшей творческой манеры режиссера — острый сюжет, критика буржуазного уклада жизни, холодная мизантропия в изображении провинции

Всю свою жизнь Шаброль является приверженцем жанра «черного детектива», однако в лучшие годы своего творчества использовал жанровые каноны для остросоциального анализа и показа широкой картины отношений внутри буржуазного общества. Особенно ярким был период конца 60-х — начала 70-х годов: «Неверная жена» (La Femme Infidele, 1969), «Пусть умрет зверь» (Que La Bete Meure, 1969), «Мясник» (L'animal, 1969), «Разрыв» (La Rupture, 1970), «Кровавая свадьба» (Les Noces Rouges, 1973), когда критика называла режиссера, его постоянного соавтора сценариев Поля Жегоффа и актрису (и жену Шаброля) Стефан Одран создателями «новой человеческой комедии», сравнивая с Бальзаком. Остросюжетная фабула в этих фильмах была необходима для того, чтобы вскрыть лицемерие и нередко криминализированность человеческих отношений внутри среднего и высшего классов общества

В 1975 году заканчивается длительный период сотрудничества с Жегоффом — и Шаброль пытается сохранить прежнюю творческую манеру, продолжая снимать «черные детективы»: «Инспектор Лаварден» (Inspecteur Lavardin, 1986), «Маски» (Masques, 1987), «Крик совы» (Le Cri Du Hibou, 1992), в то же время внося разнообразие в свои темы, экранизируя громкие судебные процессы полувековой давности «Виолетта Нозьер» (Violette Noziere, 1978), «Женское дело» (Une Affaire De Femmes, 1988); литературу 20 века «Чужой кровью» (Le Sang Des Autres, 1984), по Симоне де Бовуар, «Тихие дни в Клиши» (Jours Tranquilles А Clichy, 1990), по Генри Миллеру; классическую литературу «Мадам Бовари» (Madame Bovary, 1991) по Гюставу Флоберу) или фольклорную прозу «Конь гордыни» (Le Cheval D'orgueil, 1979) по Пьеру Элиасу. Все дальнейшие фильмы давно признанного классика станут вариациями знакомого жанра - детективами в буржуазной среде. Начал Шаброль тоже с классики - первой в ряду стала и "Бетти". Фильм явно недооценили при выходе, а Шаброль отметил удивительный юбилей - Стефан Одран снялась у него в 20-й раз! Свой "Ад" Шаброль не без юмора назвал "последним марксистским фильмом", но тему классовой борьбы и восстания масс явственно раскрыл, скорее, в блистательной "Церемонии", сведя в дуэте удивительных "плебеек" Юппер и Боннэр. После язвительной полицейской комедии "Ставок больше нет", Шаброль отметил очередной юбилей - картина стала 50-й в карьере режиссера! Психологический триллер "В сердце лжи" позволил Шабролю пофилософствовать: "Когда все лгут, то ложь исчезает, а когда все виновны, то невиновен никто". После фильма Шаброль неожиданно сам предал свою Музу: он развелся с Одран и тут же женился на Орор Пакисс - с этой женщиной он проработал на съемочной площадке с 59-го года! В начале нового столетия Шаброль не думает сбрасывать скорости - он по-прежнему исправно выдает по одной привычно качественной картине в два года. Марин Кармиц считает режиссера одним из трех лучших французских постановщиков, Шаброль же в шутку обозвал себя "единственным блаженным режиссером". Мечта немеркнущего мэтра - снять фильм в возрасте 87-ми лет. Тогда он станет самым старым человеком на земле, которому удалась подобная затея… "Я не могу давать советы тем, кто хочет работать в кино. Кино замечательно тем, что оно многообразно. Есть великие режиссеры, которых я не выношу, и те, кого я обожаю, хотя все считают их плохими. В современном французском кино самой большой ошибкой является то, что все режиссеры считают необходимым писать сценарии. Такие великие режиссеры, как Хоукс и Хичкок, не писали себе сценарии. Сегодня все режиссеры-дебютанты пишут сценарии. Когда я смотрю их фильмы, мне кажется, что замечаю орфографические ошибки на экране. Я не имею ничего против киношкол, хотя и считаю, что одной учебы недостаточно для обретения профессии. Что хорошо в школах, так это возможность смотреть кино с помощью «гида», то есть педагога, который поясняет, как надо смотреть ту или иную картину. Мне захотелось стать режиссером после того, как я увидел, как снимают настоящие режиссеры, — я посмотрел огромное количество фильмов. К кино меня подтолкнуло восхищение, хотя то, что привычно называют «новой волной», стало реакцией на определенный тип кино — отрицанием его, желанием спорить. Еще одно достоинство школ — возможность в процессе обучения отсеивать тех, кто хочет снимать кино, от тех, кто хочет проникнуть в кино, что, согласитесь, совсем не одно и то же. "

 

к содержанию | вперед >

 

 


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить